Регистрация Вход
Город
Город
Город
Stepan-studio.ru

Stepan-studio.ru

Оригинальная музыка к спектаклям и мюзиклам. Качественная звукорежиссура и стильные аранжировки. Напишите: vk.com/stepan_studio или stepka68@gmail.com
Подробнее
TAGREE digital-агентство

TAGREE digital-агентство

Крутые сайты и веб-сервисы. Комплексное продвижение и поддержка проектов. Позвоните: +7-499-350-0730 или напишите нам: hi@tagree.ru.
Подробнее

Вспоминаем Марка Бернеса

Марк Наумович Бернес родился в городе Нежин (ныне райцентр в Черниговской области Украины) в семье служащего артели утильсырья. Позже семья переехала в Харьков. Взяв себе псевдоним «Бернес», в 17 лет Марк ушёл из дома, надеясь найти актёрскую работу. Поступил в харьковский музыкальный театр «Муссури» Н. Н. Синельникова. В 1929 году окончил театральные курсы в Харькове и приехал в Москву. В 1929 году в Москве, работал статистом нескольких театров, в том числе в Малом и Большом. В 1930—1933 в Московском драматическом театре играл небольшие роли, впоследствии считал своим учителем артиста Николая Радина. С 1935 года Марк Бернес снимался в кино. После эпизодических ролей («Заключённые», 1936 и «Шахтёры», 1937), последовали заметные роли в фильмах: «Человек с ружьём» (1938), «Истребители» (1939), «Большая жизнь» (1939). Игра актёра отличалась обаянием и мягким юмором. Большую известность Марку Бернесу принесли роли в кинокартинах посвященных Великой Отечественной войне. Особую популярность приобрёл после исполнения роли Аркадия Дзюбина в фильме «Два бойца», где с поразительной задушевностью и простотой спел песню «Тёмная ночь» (муз. Н. Богословского на сл. В. Агатова), а также стилизованную «под одесские песни» «Шаланды». Песни Богословского из названных фильмов («Любимый город», «Спят курганы тёмные», «Шаланды», знаменитая «Тёмная ночь») в исполнении Бернеса были записаны на пластинки, зазвучали по радио. В 50—60-е годы создал сложные характеры людей с нелегкой судьбой. Такие как Умар Магомет («Далеко от Москвы»); Чубук («Школа мужества»); Родионов («Они были первыми»).

После фильма «Два бойца» продолжал сотрудничать с Никитой Богословским и записал ещё несколько его песен («Письмо в Москву», «Огонёк»). Первый публичный концерт Марка Бернеса состоялся в Свердловске в Доме офицеров 30 декабря 1943 года, после чего последовало концертное турне по Уралу. В Москве начал выступать с конца 40-х гг., сначала на вечерах в Домах творческой интеллигенции. По радио в «Клубе веселых артистов» от лица своего персонажа, шофера Минутки («Великий перелом», 1945) исполнял «Песенку фронтового шофёра» («Путь-дорожка фронтовая») Б. Мокроусова, «В жизни так случается» В. Соловьева-Седого и др. Не оставляя кино (снялся в 38 фильмах, последний — в 1967), все больше внимания Марк Бернес уделял эстраде, которая давала ему широкий простор для реализации собственных замыслов. Стал принимать активное участие в создании репертуара. Предъявлял высокие требования и к музыке и к стихам. Долго и придирчиво работал: из 79-и песен репертуара Марка Бернеса более 40-а создано по его заказу или с прямым участием, они становились его «авторскими» песнями.

17 сентября 1958 г. одновременно две центральные газеты дали старт хорошо организованной травле Бернеса. В «Правде» Георгий Свиридов в статье «Искоренять пошлость в музыке» подверг артиста несправедливым и тенденциозным нападкам. В «Комсомольской правде» в фельетоне А. Суконцева и И. Шатуновского «Звезда на „Волге“» в максимально мрачных тонах описывалось рядовое нарушение Бернесом правил дорожного движения, поданное как факт «поведения, недостойного советского артиста». Следствием этих и нескольких последующих статей стало фактическое отлучение Бернеса от съёмок и записей на радио и пластинки. Но с 1960 г. голос Бернеса снова зазвучал по радио (заглавная песня популярнейшей воскресной передачи «С добрым утром!» (О. Фельцман, ст. О. Фадеевой).

 В 1960 г. на стадионе в Лужниках в программе Московского мюзик-холла Бернес впервые исполнил песню «Враги сожгли родную хату» М. Блантера, ст. М. Исаковского. Написанная за 15 лет до того, в 1945, и лишь однажды прозвучавшая тогда по радио (в исполнении В. Нечаева), она обрела в лице Бернеса исполнителя, раскрывшего весь трагизм произведения, и стала одной из лучших песен его репертуара.

В 1961 г. режиссёр Павел Арманд первым нарушил и запрет на приглашения Бернеса в кино, сняв его в небольшой роли в своём фильме «Чёртова дюжина».

В последующие годы Бернес снова успешно работает, гастролирует в Польше, Югославии, Чехословакии, Румынии, Болгарии, где получает многочисленные восторженные оценки в прессе. Выступает на английском телевидении. В его репертуаре появляются песни «Москвичи» (А. Эшпай — Е. Винокуров), «Если бы парни всей земли» (В. Соловьёв-Седой — Е. Долматовский), «Я люблю тебя, жизнь» (Э. Колмановский — К. Ваншенкин), «Хотят ли русские войны» (Э. Колмановский — Е. Евтушенко), «Я спешу, извините меня» (Я. Френкель — К. Ваншенкин) и др. В 4-хсерийном фильме «Щит и меч» (1968) за кадром в исполнении Бернеса прозвучала песня «С чего начинается Родина» (В. Баснер — М. Матусовский). 8 июля 1969 г. артист с одного дубля записал знаменитых «Журавлей» Я. Френкеля на стихи Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева.

Марк Бернес умер 16 августа 1969 года от рака лёгких. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На похоронах в записи в числе других его песен звучала песня «Журавли».

Первая жена Бернеса (с 1932 г.) Полина (Паола) Семёновна Линецкая, родившая ему дочь Наташу (р. 1953), умерла от рака (†1956). Вторая жена (с 1960 г.) Лилия Михайловна Бодрова (†2006), привела в семью своего сына Жана.


Признание и награды

  • Сталинская премия (1951), за фильм «Далеко от Москвы».
  • Народный артист РСФСР (1965)
  • Указ о присвоении звания Народного артиста СССР должен был быть подписан буквально через день после смерти Бернеса.
  • Марк Наумович был награждён орденами Знак Почета (за фильм «Человек с ружьём») и Красной Звезды (за фильм «Два бойца»), медалями.
  • В 1978 г. советский астроном Н. И. Черник назвал его именем одну из малых планет Солнечной системы — 3038 Bernes.
  • В 1996 г. на доме, где жил М. Бернес, установлена мемориальная доска.

Поэты, композиторы, артисты эстрады и кино о Марке Бернесе

Поэт Константин Ваншенкин:

  • «Его репертуар безупречен. У него, как ни у кого, было развито чувство отбора. Я даже не верил, что это осуществимо, чтобы он спел мою песню».

Композитор Андрей Эшпай:

  • «Марк Бернес — артист, которому выпало большое счастье: в самое трудное время нашей Родины он стал для советских людей… частью жизни каждого, частью их горя и надежд. Своей правдивой интонацией он захватил нас и заставил каждого уйти в свой мир, взглянуть на него возвышенно…»

Композитор Эдуард Колмановский:

  • «Это был единственный из известных мне исполнителей, который работал и с поэтом, и с композитором. Он не писал стихов и музыки, но тем не менее был в высшей степени профессиональным знатоком песни. Да, он придумывал тему, выражая её в совершенно определенной строке, например: „Американцы, где ваш призедент?“. Если поэт приносил не то, он тут же ругал стихи, и всегда был убедителен. Ему очень верилось. Он как-то умел предугадать успех песни. Мы сделали с ним двенадцать песен. Иногда он приходил и говорил: „Это место надо изменить“, делал тончайшие замечания по части инструментовки. Воспринимал и чувствовал он очень точно и тонко….каждую песню пел как уникальную и последнюю….Страстно, одержимо любил музыку. Каждая новая удачная песня приводила его в восторг, превращалась в настоящий праздник, становилась смыслом жизни».

Композитор Ян Френкель:

  • «Никогда Бернес не ставил себя в зависимость от публики, не старался предугадать, чего слушатель хочет, на что скорее согласится „клюнуть“. Совсем наоборот! Он предлагал слушателю то, что считал нужным сам, и — удивительное дело — у всех в зале тут же возникало ощущение, что именно это они и мечтали услышать… С его уходом ушёл целый жанр. Второго Бернеса не будет».

Актёр Владимир Высоцкий:

  • «То, что он делал на сцене, приближается к идеалу, о котором я мечтаю, как об идеале исполнительском».

Эстрадный артист Леонид Усач:

  • «Успех у Бернеса был ошеломляющим. Если говорить о певцах, то в 50—60-х годах по популярности ему не было равных. Поклонницы даже создали клуб „Ура, Бернес!“»

Эстрадная певица Эдита Пьеха:

  • «Я боготворила Марка Бернеса. Это такая глыба! Мы были знакомы, и я Марка Бернеса всегда, конечно, идеализировала, видя в нём того, экранного Бернеса — из „Истребителей“, „Двух бойцов“».

Актёр Борис Андреев:

  • «Не знал в работе предела, и этой работе всегда сопутствовал неистовый поиск красоты и углубленности человеческой характеристики».

Поэтесса Инна Гофф:

  • « Каков же он был, Марк Бернес? Мужественный, ироничный, душевный и нежный».

Кинорежиссёр Сергей Юткевич:

  • « … удивительное чувство целого, сверхзадачи, что и позволило ему стать не только свидетелем, но и певцом нашей такой славной, трудной и такой поэтической эпохи».

Поэт Яков Хелемский:

  • «Встречи с ним открыли мне многое. Я постиг, что жизнь популярного артиста сопровождается не только успехом и аплодисментами. А у Бернеса всего хватало — и личных утрат и сложных отношений с иными коллегами. Случалось, преследовала его жестокая несправедливость. С годами появлялись и недруги…. Но, что бы ни стряслось, на эстраду, на съемочную площадку, в студию записи он всегда являлся в отличной форме».

Поэт Евгений Евтушенко написал в дни прощания с Марком Бернесом:

   Вновь, пластинка, кружись,

   Настоящее прошлым наполни,

   Он любил тебя, жизнь,

   Ты люби его тоже и помни.


 Одно из последних фото

Песенный репертуар

  1. Тучи над городом встали из фильма «Человек с ружьём» (муз. и сл. Павла Арманда)
  2. Любимый город из к-ф «Истребители» (муз. Никиты Богословского, сл. Евгения Долматовского)
  3. Спят курганы тёмные (из к-ф «Большая жизнь») (муз. Никиты Богословского, сл. Бориса Ласкина)
  4. Огонёк (муз. Никиты Богословского, сл. Евгения Долматовского)
  5. Письмо в Москву (муз. Никиты Богословского, сл. Матвея Тевелева)
  6. Тёмная ночь из к-ф «Два бойца» (муз. Никиты Богословского, сл. Владимира Агатова)
  7. Шаланды из к-ф «Два бойца» (муз. Никиты Богословского, сл. Владимира Агатова)
  8. Песня о Ленинграде из к-ф «Два бойца» (муз. Никиты Богословского, сл. Михаила Голодного)
  9. Наша любовь из к-ф «Большая жизнь. 2 серия» (муз. Никиты Богословского, сл. Владимира Агатова)
  10. Три годы ты мне снилась из к-ф «Большая жизнь. 2 серия» (муз. Никиты Богословского, сл. Алексея Фатьянова)
  11. В жизни так случается (муз. Василия Соловьева-Седого, сл. Наума Лабковского и Бориса Ласкина)
  12. Песенка фронтового шофёра (муз. Бориса Мокроусова, сл. Наума Лабковского и Бориса Ласкина)
  13. Полевая почта (муз. Юрия Левитина, сл. Наума Лабковского)
  14. Морская песенка (муз. Никиты Богословского, сл. Владимира Дыховичного и Мориса Слободского)
  15. Далеко от дома (муз. Юрия Левитина, сл. Наума Лабковского)
  16. В дальнем рейсе (муз. Юрия Левитина, сл. Наума Лабковского)
  17. Дорожная из к ф «В степи» (муз. Анатолия Лепина, сл. Александра Галича)
  18. Собачка верная моя из к-ф «Тарас Шевченко» (русская нар. песня терских казаков)
  19. Песенка влюблённого шофёра (Бориса Мокроусова, сл. Владлена Бахнова и Якова Костюковского)
  20. Разгулялся вольный ветер из к-ф «Школа мужества» (муз. Михаила Зива, сл. Вадима Коростылёва)
  21. Песня посвящается моя (муз. Бориса Мокроусова, сл. Якова Хелемского)
  22. Дружеский подарок москвича (Привет Бухаресту) (муз. Модеста Табачникова, сл. Якова Хелемского (рус.) и К. Пастрамэ (румын.)
  23. Когда поёт далёкий друг (муз. Бориса Мокроусова, сл. Якова Хелемского)
  24. Мы в этом сами виноваты (Мужской разговор (муз. Никиты Богословского, сл. Николая Доризо)
  25. Песня (Романс) Рощина (из к-ф «Разные судьбы») (муз. Никиты Богословского, сл. Николая Доризо)
  26. Воспоминание об эскадрилье «Нормандия» (муз. Марка Фрадкина, сл. Евгения Долматовского)
  27. Песня о Родине из к-ф «Ночной патруль» (муз. Андрея Эшпая, сл. Льва Ошанина)
  28. Песня пилотов из к-ф «Цель его жизни» (муз. Владимира Юровского, авт. сл. неизв.)
  29. Если бы парни всей земли (муз. Василия Соловьева-Седого, сл. Евгения Долматовского)
  30. Вечерняя песня (муз. Василия Соловьева-Седого, сл. Александра Чуркина)
  31. Злата Прага (Песня о Праге) (муз. Гарри Мацоурека [Harry (Karel) Macourek], сл. Якова Хелемского)
  32. Москвичи (муз. Андрея Эшпая, сл. Евгения Винокурова)
  33. Песня советских туристов (муз. Модеста Табачникова, сл. Якова Хелемского)
  34. Я люблю тебя, жизнь (муз. Эдуарда Колмановского, сл. Константина Ваншенкина)
  35. Перекрёсток (муз. Эдуарда Колмановского, сл. Виктора Орлова)
  36. Старому другу (муз. Василия Соловьева-Седого, сл. Михаила Матусовского)
  37. С добрым утром (муз. Оскара Фельцмана, сл. Ольги Фадеевой)
  38. Хотят ли русские войны (муз. Эдуарда Колмановского, сл. Евгения Евтушенко)
  39. Течёт река Волга (из к-ф «Течёт Волга») (муз. Марка Фрадкина, сл. Льва Ошанина)
  40. Рабочий человек из к-ф «Шестнадцатая весна» (муз. Юрия Левитина, сл. Михаила Матусовского)
  41. Где же ты, друг (муз. Марка Фрадкина, сл. Льва Ошанина)
  42. Настоящие мужчины (муз. Яна Френкеля, сл. Игоря Шаферана и В. Владимова (Михаила Владимова?)
  43. Песня о кино (муз. Яна Френкеля, сл. Михаила Танича)
  44. Сыновья (муз. Оскара Фельцмана, сл. Владимира Сергеева)
  45. Солдаты (муз. Яна Френкеля, сл. Константина Ваншенкина)
  46. Я спешу, извините меня (муз. Яна Френкеля, сл. Константина Ваншенкина)
  47. Моя Москва (муз. Исаака Дунаевского, сл. Марка Лисянского)
  48. Напиши мне, мама, в Египет (муз. Яна Френкеля, сл. Льва Ошанина)
  49. Американцы, где ваш президент? (муз. Эдуарда Колмановского, сл. Евгения Евтушенко)
  50. Песенка моего друга (муз. Оскара Фельцмана, сл. Льва Ошанина)
  51. Я работаю волшебником (муз. Эдуарда Колмановского, сл. Льва Ошанина)
  52. Пани Варшава (муз. Эдуарда Колмановского, сл. Якова Хелемского)
  53. Слушай, Земля (муз. Эдуарда Колмановского, сл. Александра Кравченко)
  54. Слышишь, я жду, приходи (муз. Аркадия Островского, сл. С. Гребенников и Н. Добронравова
  55. Служи, солдат! (муз. Оскара Фельцмана, сл. Владимира Сергеева)
  56. Воспоминание об Алжире (муз. Вано Мурадели, сл. Евгения Долматовского)
  57. Новобранцы (муз. Романа Майорова, сл. Дмитрия Иванова)
  58. Нелётная погода (муз. Яна Френкеля, сл. Константина Ваншенкина)
  59. Убийцы ходят по земле (муз. Эдуарда Колмановского, сл. Евгения Евтушенко)
  60. Тополя (муз. Яна Френкеля, сл. Константина Ваншенкина)
  61. Гитара (муз. Василия Соловьёва-Седого, сл. Андрея Лядова)
  62. Песня издалека (муз. Виктора Драманта, сл. Владимира Бута)
  63. Я улыбаюсь тебе (муз. Эдуарда Колмановского, сл. Инны Гофф)
  64. Я не забуду (муз. Андрея Эшпая, сл. Владимира Котова и Л. Дербенева)
  65. На братских могилах (муз. и сл. Владимира Высоцкого)
  66. Холода, холода (муз. и сл. Владимира Высоцкого)
  67. Всё ещё впереди (муз. Эдуарда Колмановского, сл. Кайсына Кулиева, пер. Наума Гребнева)
  68. Враги сожгли родную хату (Прасковья) (муз. Матвея Блантера, сл. Михаила Исаковского)
  69. Красный командир (муз. Бориса Терентьева, сл. Марии Швечиковой)
  70. Когда разлюбишь ты (муз. Эдуарда Колмановского, сл. Инны Гофф)
  71. Последний урок (муз. Яна Френкеля, сл. Владимира Лифшица)
  72. Грустная песенка (муз. Яна Френкеля, сл. Михаила Светлова)
  73. Здравствуйте, дети (муз. Игоря Якушенко, сл. Леонида Дербенева)
  74. Песня о Белграде (муз. Яна Френкеля, сл. Якова Хелемского)
  75. А самолёты сами не летают (муз. Яна Френкеля, сл. Игоря Шаферана)
  76. С чего начинается Родина из к-ф «Щит и меч» (муз. Вениамина Баснера, сл. Михаила Матусовского)
  77. На площади красной (муз. Бориса Савельева, сл. Леонида Дербенева)
  78. Огромное небо (муз. Оскара Фельцмана, сл. Роберта Рождественского)
  79. Журавли (муз. Яна Френкеля, сл. Расула Гамзатова, перевод Наума Гребнева)

1. Журавли
Movie

2. Темная ночь
Movie

3. С чего начинается Родина
Movie

4. Хотят ли русские войны
Movie

5. Москвичи
Movie


Источник: wikipedia, www.bernes.ru

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

Марк Бернес

 

Комментарии:

Спасибо. Таких людей нужно помнить. Тёмная Ночь в его исполнении исключительно, неповторимо. Да и многие другие песни. Душевный голос.

Ответить

di5temper

Как говорится, любим, помним...

Ответить

Местный

мой троюродный Дедушка)

Ответить

Местный

его настоящая фамилия Найман

Ответить


Agent Smith

Это один из моих любимых певцов и артистов

Ответить

TYAN

Темная ночь и Шаланды! +1
Помню, уважаю, слушаю.

Ответить

olenka1813

мне тоже он очень нравится

Ответить

Лисичка-сестричка

он оч Хороший был и песни у него хорошие и душевные

Ответить


Искренне у него это получалось
Задушевно и без пафоса
Честно
а автору поста спасибо

Ответить

Titanic

Тёмная ночь только пули свистят по степи...

Ответить

|{апрал

Помню, как любил он у Бернеса, песню всё про тех же журавлей...

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.